Коммерсантъ,
15 февраля 2017 г.
Конституционный суд провел разбор ДТП
2138 просмотров, 1 комментарий, добавлен 15 февраля 2017 года в 23:29
Конституционный суд (КС) вчера провел публичные слушания по жалобе автовладельцев на нормы Гражданского кодекса (ГК), не позволяющие взыскивать с причинителя вреда сумму возмещения убытков без учета износа деталей попавшего в ДТП автомобиля. Представители органов власти выступили против таких ограничений, но Верховный суд, Центробанк и Союз страховщиков настаивают на их сохранении. Эксперты подтверждают, что снятие ограничений может привести к уходу страховщиков из сегмента ОСАГО.
В резонансном деле о возмещении вреда от ДТП суд объединил жалобы четырех автовладельцев из Краснодарского края. Им не удалось взыскать в суде с виновников аварий разницу между стоимостью ремонта без учета и с учетом износа деталей авто. Право на требование полного возмещения ущерба непосредственно причинителем вреда ограничил Верховный суд (ВС), разъяснив в обзоре практики по ОСАГО, что потерпевший может требовать в рамках ГК лишь недоплаченную страховщиком часть суммы, рассчитанной с учетом износа деталей по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт. Если же эта сумма полностью возмещена страховой компанией, суды иски отклоняют, как и произошло с заявителями. Они просят КС признать такую практику применения ГК неконституционной, ссылаясь на неопределенность оспоренных норм. В жалобе говорится, что приобретение запчастей с точно таким износом, как у поврежденного автомобиля, невозможно, а гарантийный ремонт и вовсе можно произвести только на станции официального дилера. В итоге за качественное восстановление транспортного средства автовладельцам приходится доплатить из своего кармана. Потерпевшие подчеркивают, что суды общей юрисдикции таким образом игнорируют позицию КС, который в 2015 году подтвердил право взыскивать с причинителя вреда полный ущерб.
Дискуссия в КС вчера подтвердила актуальность проблемы. Представители органов власти заявили, что ГК вовсе не предполагает ограничения прав потерпевшего требовать полного возмещения вреда. Полпред правительства Михаил Барщевский напомнил, что причинитель вреда — это прежде всего правонарушитель: «Почему мы должны защищать его права, а не того, кто потратил время на ожидание ГАИ, страховой компании и ремонт, надолго остался без машины, а потом еще и попал на деньги!» «Во что обойдется в таком случае ремонт «Победы» 1953 года?» — риторически поинтересовался он. Проблему, по мнению представителя Белого дома, создает вмешательство государства: суды применяют в таких спорах методику, утвержденную Центробанком для расчета страховых выплат.
Выплаты не приводят к полному возмещению вреда, согласны полпред президента Михаил Кротов и полпред Генпрокуратуры Татьяна Васильева. Полпред Совета федерации Андрей Клишас отметил противоречия и в судебной практике. Подходы арбитражных судов и судов общей юрисдикции к этим вопросам различны, заявил он. А представитель Минюста Мария Мельникова отметила, что при равных обстоятельствах собственники автомобилей одинаковых марок получат разные выплаты в зависимости от износа. Решить проблему, по мнению выступавших, могут принятые в первом чтении Госдумой поправки к закону об ОСАГО (о приоритете восстановительного ремонта без учета износа перед страховыми выплатами).
Оппонентами выступили представители ВС, Центробанка и страхового сообщества. Судья ВС Сергей Асташов заявил, что учет износа — общемировой подход. Если к спорам со страховыми компаниями и с причинителями вреда применять разные правила, количество дел о ДТП, которые придется рассматривать судам, удвоится, а их и так полмиллиона в год. Судья ВС, представитель Центробанка Алексей Гузнов и глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс также настаивали, что снятие ограничений откроет простор для злоупотреблений. Причем, с одной стороны (по словам судьи Асташова), водителю «Запорожца» будет выгодно подставляться «Мерседесу», а с другой (по словам господина Юргенса) — заставлять «рабочего за рулем «Лады» выплачивать 10 млн руб. за поврежденную им винтажную «Победу» несправедливо». В Краснодарском крае, откуда поступили жалобы в КС, 23% выплат уходят «в карманы авантюристов», добавил господин Юргенс.
В свою очередь, представитель Центробанка заявил, что «нужны меры, ограничивающие неоправданное воздействие на причинителя вреда», поэтому Центробанк считает возможным применять единую методику определения ущерба в рамках ГК, и такая судебная практика, по его мнению, конституционна. «Наличие злоупотреблений не оправдывает ограничения прав»,— резюмировал в финале слушаний полпред президента.
«Решение суда может иметь судьбоносное значение для рынка: если КС удовлетворит жалобу, последствия будут плачевными,— считает партнер Akteon Strategy Consulting Андрей Кинякин.— Следствием станет сокращение присутствия страховщиков на рынке (особенно в регионах) или их уход с рынка автострахования, особенно из сегмента ОСАГО, а также активизация деятельности автоюристов». Есть также риск того, что сохранится рост числа липовых аварий (по разным оценкам, за последние два года оно увеличилось в 1,5-7 раз), а также получение автоюристами от 20% до 50% судебных выплат по искам к страховым компаниям.
Анна ПУШКАРСКАЯ, Санкт-Петербург; Иван БУРАНОВ
Вся пресса за 15 февраля 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 марта 2025 г.

|
|
genproc.gov.ru, 28 марта 2025 г.
В Крыму прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере автострахования

|
|
Коммерсантъ-Ижевск, 28 марта 2025 г.
Удмуртия вошла в топ-10 регионов по цифровому урегулированию убытков по ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 28 марта 2025 г.
Страхование грузов обновило рекорд по сборам

|
|
Гарант.ру, 28 марта 2025 г.
Убытки за неисполнение обязательств по ремонту ТС не ограничены лимитом страховки

|
|
Медвестник, 28 марта 2025 г.
Можно ли радикально изменить финансирование здравоохранения в России

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Страховые компании займутся репатриацией тел погибших при аварии батискафа в Египте

|
|
Финмаркет, 28 марта 2025 г.
В 2024 г. объем средств для оплаты медпомощи по ОМС увеличился на 13,4% до 3,3 трлн руб.

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Верховный суд постановил, что убытки по ОСАГО не ограничены страховым лимитом

|
|
NewsProm.Ru, Тюмень, 28 марта 2025 г.
Страховщики считают, что в топ-3 ущерба от паводка войдут Омская, Тюменская области и Якутия

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Отрасль страхования жизни стабилизируется, поскольку показатели смертности возвращаются к допандемическому уровню

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 28 марта 2025 г.
Названы автобренды-лидеры по количеству застрахованных машин

|
|
Аргументы и факты-Оренбург, 28 марта 2025 г.
В Оренбурге с виновника ДТП и его страховщика взыскали ущерб

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 марта 2025 г.
Кассация: ущерб за погибшее в ДТП дикое животное возмещает страховая компания

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Страховой рынок меняется на фоне сильных перспектив роста

|
|
ПРАЙМ, 28 марта 2025 г.
Lada стала лидером по числу полисов каско и ОСАГО

|
|
СибМедиа, 28 марта 2025 г.
Тюменские предприниматели стали на 40% чаще страховать бизнес от паводка

|
|
РБК.Тюмень, 28 марта 2025 г.
У тюменского бизнеса вырос спрос на страхование от паводка

|
 Остальные материалы за 28 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|